Занятия- развитие разговорной речи у детей младшего возраста

А мы всегда правильно понимаем своих детей? И правильно реагируем? Попробуем разобраться вместе...
Ответить
Сообщение
Автор
Homo Amans
Старожил форума
Сообщения: 787
Зарегистрирован: 14 июл 2015, 22:56

Занятия- развитие разговорной речи у детей младшего возраста

#1 Сообщение Homo Amans » 20 авг 2016, 21:41

Это занятия для детей младшего возраста с задержкой речевого развития, в т.ч. с нарушением коммуникативной функции речи, без психофизических отклонений развития речи. Т.е когда у ребенка нет неврологических, психических и логопедических проблем, а ребенок по какой-то причине не разговаривает. Наблюдая за такими детьми (от которых "отказались" врачи и логопеды - когда они говорят: "это не неврологический /логопедический ребенок") я предполагаю, что проблема здесь психологического характера, чаще - в коммуникативном аспекте. т.е. у ребенка нет адекватной мотивации/потребности в речи - как в средстве обмена информацией. но думаю, что и при наличии других психологических и неврологических проблем такие занятия будут на пользу.
Занятия игровые очень простые, подобные разные упражнения (особенно по логоритмике) можно найти в инете, и книгах по детской психологии, но хочу отметить ,что очень важно для успеха именно такая форма занятий - небольшая группа и желательно в особой обстановке. Поясню: почитав упражнения многие мамы отметят, что подобным образом и сами играют с ребенком, сами пытаются мотивировать его к общению, но для эффективности таких действий и предлагаю, так сказать, сыграть на детской любознательности и на том, что именно форма регулярных постоянных (не от случая к случаю - когда есть время, а строго 3 раза в неделю в определенное время) занятий обязывает ребенка к особенности этого времяпровождения (в отличие от свободного повседневного общения с мамой) - это привлекает и концентрирует его внимание, придает значение и важность этому процессу, заинтересовывает. Потому занятия рассчитаны на небольшую группу детей 4-6, вне домашней обстановки, с психологом. но при невозможности - как вариант - можно попробовать и дома создав "группу" из родственников или друзей (родители с ребенком + бабушка или сестренка/брат, подруга с ребенком), но с условием регулярности и цикличности занятий, чтобы у ребенка формировалось именно ощущение особого процесса, а не повседневного общения. (по опыту - такие условия гораздо эффективнее реализуют любые обучающие, развивающие занятия).

Homo Amans
Старожил форума
Сообщения: 787
Зарегистрирован: 14 июл 2015, 22:56

Re: Занятия- развитие разговорной речи у детей младшего возр

#2 Сообщение Homo Amans » 20 авг 2016, 21:53

Занятия для детей 2,5-4г, 20-30 мин, проводятся 3раза в неделю в течение 2-3 мес. Каждое занятие состоит из четырех частей: первая – приветствие, вторая - игра, третья – логоритмика, четвертая – песня.
Психолог мягко но настойчиво приглашает каждого ребенка к произношению в ходе занятий, но без упорства, чтобы у ребенка не сформировалось эмоциональное отрицание на излишнюю настойчивость. При любом положительном результате (речь) – ребенок получает одобрение психолога. После занятий - т.н. рефлексия :родитель спрашивает ребенка, что он делал, поощряя ребенка называть предметы, действия, качества: «что это, как называется, какая она, понравилась ли, что ты с этой игрушкой делал, что будешь делать?, что еще понравилось»

I. Приветствие. Время - 5 мин.
Как тебя зовут: дети называют свое имя, если ребенок не называет свое имя – психолог называет имя ребенка с вопросительной интонацией, затем вопросительно «Да?» кивая головой. Через 3-4 занятия – если ребенок не отвечает – спрашиваем у других детей: «как зовут девочку/мальчика». Еще через 2-3 занятия приветствие-игра "Бубен": дети сидят в кругу вместе с психологом - он дает бубен ребенку слева со словами "поиграй-ка Миша (имя ребенка) в бубен (ребенок стучит в бубен или памахивает им), мы в ладоши хлопать будем (остальные дети и психолог хлопают в ладоши), поиграй, поиграй и Маше (указывает на следующего по кругу ребенка) передай " - так бубен передается по кругу, психолог просит ребенка с бубном называть имя следующего ребенка, которому передает бубен, остальные дети - поощряется повторение текста игры (ритмично - в такт хлопанью в ладоши) - при этом дети хлопают в ладоши. Последний ребенок играет в бубен , слова: "поиграй-ка Ваня в бубен, мы в ладоши хлопать будем, поиграй, поиграй и на место убирай"

II. Игра 1 и 2-я игры чередуются через занятие.
1. Кто тут живет? Время – 5-10 мин.
а)В закрытых разноцветных коробках разных размеров 6-7 находятся игрушки – звери (лягушка, кошка, собака, корова, лошадка, уточка, петушок) из разных материалов (мягкая игрушка, резиновая, пластиковая, деревянная), психолог достает игрушку из коробки с эмоциями неожиданности «давайте посмотрим- кто тут живет? Кто это?» игрушку берет тот ребенок, который произносит название животного. Если назвали 2 ребенка , психолог отдает одному ребенку, а второго заинтересовывает другой коробкой, доставая игрушку: «Назови - кто тут живет»
б) Психолог спрашивает каждого ребенка: «Тебе нравится игрушка» (называя животное)? Как она кричит? Она - игрушка- хорошая? – скажи – хорошая», просит назвать качества животного (цвет, большой-маленький, мягкий)
в) В конце занятия ребенок рассказывает родителям кто у него был, родителя поощряют ребенка к названию игрушки вопросами: «какая игрушка у тебя сегодня была? Как называется зверь?»
На следующее занятие игрушки помещаются в другие коробки.

2. Ветерок. Время - 5 мин.
Дети сидят за столом (или стоят около высокого стола) – уровень столешницы должен быть на уровне верхней трети груди. На стол перед детьми выкладывают снежок (кусочки ваты), на другое занятие звезды (размером 3-5 см вырезанные из фольги), затем листья (зеленые, желтые, красные, вырезанные из цветной бумаги). Психолог: «наши снежинки (звезды, листья) лежат – не летают, нету ветерка!», предлагает детям дуть на предметы, что бы они «полетели».


III Логоритмика. Стихи с движением. Время - 5 мин.
На разучивание одного стихотворения – 4-6 занятий.
1. На лужайку вышли зайки.
На лужайку вышли зайки. // ходьба на месте
Зайки скачут, зайки скачут, // прыжки на месте
Прыгают как мячик.
Сели зайки на лужайку! // присели на корточки
Сложили лапки под щечки и заснули! // сложили ладони под щекой, наклонили голову
Проснулись зайки, потянулись и стали умываться. // потягивание, ладошками «умывают» лицо
2. У оленя дом большой.
У оленя дом большой, // руки складывают домиком над головой, затем тянут руки вверх
Он сидит, глядит в окно. // руками вокруг головы показывают окно
Мимо заинька бежит, // бег на месте
И ушами шевелит. // ладошки приставляют к голове как уши и машут
Тук-тук дверь открой, // кулачком «стучат»
там в лесу охотник злой, // указательными пальцами изображают ружье
зайка, зайка, забегай // машут рукой, приглашая зайти
лапку мне давай // протягивают одну руку вперед ладонью вверх, второй ладонью накрывают первую
Быстро дверь олень открыл, // рукой «открывают» дверь
зайку в дом к себе впустил, // складывают руки домиком на головой
зайка, зайка забегай // ладошки приставляют к голове как уши, машут
лапку мне давай // протягивают одну руку вперед ладонью вверх, второй ладонью накрывают первую

3. Мы пришли в прекрасный лес.
Мы пришли в прекрасный лес! // ходьба на месте
Сколько здесь вокруг чудес! // разводят руки в стороны
Снежинки в небе кружатся, // кружатся на месте
на землю красиво ложатся! // присели на корточки, опустили руки вниз

Вот и зайка проскакал, // прыжки на месте
от лисы он убежал! // бег на месте
Снегири к нам прилетели // машут руками
На деревья сели. // присели на корточки

4. Варим суп
Эй, ребята! Эге-гей! // хлопают в ладоши
Чистим овощи для щей.
Режем мы капусту // ставят ладони параллельно друг другу,пальцы выпрямлены, поочерёдно поднимают и опускают ладони («рубят»)
Будет супчик вкусный.
Чистим мы картошку // поглаживают пальцами правой руки тыльную сторону левой ладони
Чистим очень ловко, // меняют руки
Мы натрём морковку, // сгибают руки в локтях, сжимают пальцы в кулаки и поднимают их к плечам
Красную головку. одновременно опускают и поднимают руки («трут морковь»)
А потом, а потом // стучат по левой ладони ребром правой.
Мы покрошим помидор,
И головку лучка, // меняют руки
И зубок чесночка.
Мы посолим супчик. // мелко перебирают пальцами правой руки, собранными в щепоть («солят»)
Скушай-ка, голубчик! // протягивают обе ладони вперёд.

III. Учим песню. Песни с наглядным материалом Время – 10-15 мин

а) Сначала песня проигрывается на магнитофоне, психолог показывает картинки, называя негромко картинки (игрушки) – предметы из песни, перемещая их по столу – изображая сюжет песни.
б) Психолог поет песню используя картинки, стимулируя детей петь – задавая «наводящие вопросы», называя имя ребенка, предлагает подпевать, продолжить фразу.
На разучивание одной песни – 5 занятий. На первых трех занятиях выполняются оба этапа (а и б), на 4-м и 5-м можно на фоне звучащей песни поощрять детей подпевать. Акцент - на совместном пении: поют все участники.

Песни:
«В траве сидел кузнечик». Картинки: травка, кузнечик, муха, лягушка.
«В лесу родилась елочка». Картинки: елочка, снежок (кусочки ваты), зайка, волк, лошадка, саночки, « дождик» для украшения елок – 2-3 нити.
«Ежик - четверо ножек». Картинки: ежик, листок, гриб, лиса.
«Танец маленьких утят». Картинки: утята. Дети с утятами в руках танцуют под песню, подпевают.

Машенька
Старожил форума
Сообщения: 719
Зарегистрирован: 25 мар 2014, 19:54
Откуда: Москва

Re: Занятия- развитие разговорной речи у детей младшего возр

#3 Сообщение Машенька » 20 авг 2016, 22:57

Homo Amans спасибо!
у нас кстати в гкп приблизительно по такой же схеме проходят занятия. в нашем саду гкп (ранее это был ципр) занятия 3 раза в неделю с мамами.сначала идет приветствие в хороводе каждого ребенка с произношением его имени, а потом развивающие по разным тематикам. все в сопровождении песен Железновой. ведет кстати преподаватель психолог.

Homo Amans
Старожил форума
Сообщения: 787
Зарегистрирован: 14 июл 2015, 22:56

Re: Занятия- развитие разговорной речи у детей младшего возр

#4 Сообщение Homo Amans » 20 авг 2016, 23:11

Машенька писал(а):Homo Amans спасибо!
у нас кстати в гкп приблизительно по такой же схеме проходят занятия. в нашем саду гкп (ранее это был ципр) занятия 3 раза в неделю с мамами.сначала идет приветствие в хороводе каждого ребенка с произношением его имени, а потом развивающие по разным тематикам. все в сопровождении песен Железновой. ведет кстати преподаватель психолог.
Да, схемы и дидактические материалы везде очень схожие. с многочисленными вариациями)))) НЕмного прокомментирую - я наблюдала подобные занятия в разных ДДУ, есть несколько моментов, которые не способствуют цели: 1. детей не должно быть больше 6-ти (лучше 4-5), т.к. невозможно воспитателю/психологу на каждого обращать внимание, включать его в процесс (а тут нужно именно - мягко, но активно включать ребенка в общение, иначе так можно месяцами хороводы водить))))), да и дети все разные, в большой группе многие дети (особенно - если мы говорим о проблеме коммуникативного аспекта речи) не стремятся говорить, а скорее наоборот. 2. когда много музыки "все в сопровождении песен..." - ребенка это совсем не настраивает на разговор, это настраивает на слушание. И многим деткам сложно быстро переключаться с одного процесса на другой, да еще в непривычной обстановке (если это не дома, а развивающие занятия) - т.е. совсем не способствует стимуляции разговорной речи. Поэтому в своей программе я песню ставлю в самый конец.


Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя