Про "назло"....

А мы всегда правильно понимаем своих детей? И правильно реагируем? Попробуем разобраться вместе...
Ответить
Сообщение
Автор
иришка
Старожил форума
Сообщения: 1251
Зарегистрирован: 06 мар 2007, 14:59
Откуда: Москва

Про "назло"....

#1 Сообщение иришка » 22 май 2017, 12:43

Мне нужно посоветоваться, ибо я в тупике. Воспитывая своих детей, я всегда руководствовалась своей памятью. Я хорошо помню себя ребёнком, могу поставить себя на его место и, соответственно, понять причины поступков. А вот тут - провал.
Рассказываю: младшая, после просьбы не делать что-то, пытается сделать это ещё сильнее. Например: "Агата, не топай, внизу уже спят дети" И тут же раздаётся громкая дробь ног! Или: "Агата, оставь кошку в покое, она уже злится!" И, конечно, рука тянется снова. А наша кошка небезопасна... В этом случае, мне удалось выяснить, что кошку хотелось погладить "напоследок"). Допустим, "напоследок" - это реальная причина. Гладить кошку было приятно. Но топала-то она не задумываясь, просто бегала, как днём. Запретный плод? Я намеренно рассматриваю только два примера, хотя их бесконечное множество. Я всегда привожу аргументы, не запрещаю "потому что". Если бы она делала "напоследок" и переставала - было бы замечательно, но она будет "напоследничать", пока я не скажу два-три раза, а, возможно, и прикрикну, а , возможно, и наподдам(.
Наверное, можно было бы и не задумываться над этой ситуацией, если бы на днях не произошёл следующий диалог:
-Мама, когда я вырасту, я никогда не буду шлёпать своих детей.
-Агаточка, а что ты будешь делать?
-Я буду объяснять им, что так делать нельзя.
-А что ты будешь делать, когда ты им объяснишь, а они будут продолжать делать так?
-Я объясню им ещё раз.
-А когда ты объяснишь ещё раз, а они продолжат?
Она стала смеяться и прятать лицо в руках, а мне было совсем не смешно... Стыдно было, что я не справляюсь. И писать трудно и стыдно. И я сама себе противна. А я так годилась тем, что когда росла старшая дочь, я могла ей всё объяснить ...но эта малышка ежедневно опускает меня с небес на землю...

Выглядят такие ситуации как "назло", если не задумываться, поэтому я и вынесла это слово в название топика. Но я не верю в "злонамеренность" детей.
Самое для меня печальное, что я делала в детстве точно так же, чем бесконечно изводила родителей!!! Но почему - не помню! Вот в данном случае совершенно не помню. И в итоге не могу договориться с собственным ребёнком.

Может у кого-нибудь возникнут идеи? Может кто-нибудь помнит себя в детстве? Мне нужно понять мотивы её поведения, тогда я найду способ справляться допустимыми методами.

маргарита01
Старожил форума
Сообщения: 1026
Зарегистрирован: 07 дек 2013, 07:45

Re: Про "назло"....

#2 Сообщение маргарита01 » 22 май 2017, 13:40

. А я так годилась тем, что когда росла старшая дочь, я могла ей всё объяснить ...но эта малышка ежедневно опускает меня с небес на землю...
Может в этом и смысл такого поведения малышки ? опустить маму с небес на землю ? Прочитала на днях таксебейскую статейку, основная мысль : дети приходят к нам именно такими, какие есть, чтобы чему-то научить . Понять бы чему . Чем больше смотришь на себя и по сторонам , тем больше понимаешь, что нельзя ни чем гордиться, даже в мыслях ,обязательно жизнь "приземлит" , и покажет, что все не так, как казалось . Ваши мысли о том , что Вы не справляетесь, что себе противны, мне кажется , неправильные, это гордость "как так , я и не могу, не справляюсь" . Готовых рецептов , к сожалению , предложить не могу, сама в поиске . У меня младший ребенок совсем не похож по поведению на старших , преподаватель музыки с 25 -летним стажем говорит , что никогда не встречала таких детей . Так что тоже ищу подход к своему чуду .

Тать_яна
Старожил форума
Сообщения: 309
Зарегистрирован: 10 мар 2008, 13:27

Re: Про "назло"....

#3 Сообщение Тать_яна » 22 май 2017, 13:57

"Агата, не топай, внизу уже спят дети"
при этой фразе у ребенка нет возможности принять самому решение, он получает прямую команду.
И эта команда противоположна действиям ребенка, некоторые дети могут после первой фразы не услышать вторую часть "почему"
И ребенок должен либо признать что он неправ, либо попытаться доказать, что прав...
Думаю, что если начать с объяснения, а не запрета, и позволить ребенку самому принять решение, то результат может быть лучше.

Юлия мама
Старожил форума
Сообщения: 1260
Зарегистрирован: 18 авг 2016, 12:44

Re: Про "назло"....

#4 Сообщение Юлия мама » 22 май 2017, 15:28

Я читала, что ребёнок воспринимает без частицы НЕ - топай, внизу спят дети или бегай, там машины ездят, вертись за столом, прольешь суп. Советовали строить предложения без отрицания. Например, вместо НЕ топай - Агата, малыш спит внизу, старайся ходить потише. Агата, там машины ездят, надо остановиться, посмотреть по сторонам и тд.
Если ты попробуешь, у тебя есть два варианта: получится или не получится. А если ты не попробуешь, то есть всего один вариант.

маргарита01
Старожил форума
Сообщения: 1026
Зарегистрирован: 07 дек 2013, 07:45

Re: Про "назло"....

#5 Сообщение маргарита01 » 22 май 2017, 15:31

при этой фразе у ребенка нет возможности принять самому решение, он получает прямую команду.

Кстати , вот да, наш педагог считает, что сын специально все делает наоборот , если его о чем-то попросить , но периодически у него проскакивает в ответ на мою просьбу (высказанную отнюдь не как приказ, спокойным тоном) " не надо мне приказывать!" В нем сильно выражено стремление делать все самому и по-своему, он никогда не срисовывает, терпеть не может работать по шаблонам , сам придумывает игры . Нам говорят, что с таким характером будет трудно в школе .

Аватара пользователя
mitrula
Старожил форума
Сообщения: 2524
Зарегистрирован: 05 мар 2012, 12:21
Откуда: г. Москва

Re: Про "назло"....

#6 Сообщение mitrula » 22 май 2017, 16:20

Вот согласна, что есть дети, которые очень трепетно относятся к тому, что они САМИ принимают решение. Моя младшая дочь тоже делала в свое время так. И действительно помогало во-первых, начинать с объяснения, во-вторых не командовать, а именно спокойно обсуждать. При попытке дать команду, запретить что-то, ребенок немедленно "заводится" и потом уже все доводы бесполезны - услышаны и восприняты не будут. Когда я с этим столкнулась, у меня было трудное время, хроническая усталость и недосып. Все, что я могла делать, это почти на автопилоте читать лекции - объяснять, как студентам (даже не простыми, а самыми обычными словами, как я говорила бы со взрослым). В случае, когда ситуация допускает, позволяла сделать по-своему и убедиться, что предложенный мной вариант лучше. Ребенок в конце концов все понял. Благодаря набравшейся "статистике" случаев, когда мой совет оказался лучше для нее же, чем ее "назло", мое мнение для нее стало авторитетным. Кроме того, будучи еще совсем маленьким ребенком, она стала понимать многие вещи, которые по моим представлениям еще слишком сложны для такого возраста. Когда-то кончается безусловное следование за родителями и начинается стремление к самостоятельности. На мой взгляд важно не задавить, его, а сформировать у ребенка адекватный взгляд на мир. И "заслужить" авторитет, чтобы ребенок ориентировался на мнение родителей уже не слепо, как малыш, а уже осознанно. Она и сейчас все подвергает сомнению, но теперь с ней все можно обсуждать. Важным моментом является то, что ребенок может делать совершенно логические, но при этом неправильные выводы из ситуации лишь потому, что ему недостает знаний и опыта и потому, что он чувствует давление со стороны родителя (которое вызывает отторжение, желание защитить свое мнение). Вовсе не вредность тут, а отстаивание себя.

иришка
Старожил форума
Сообщения: 1251
Зарегистрирован: 06 мар 2007, 14:59
Откуда: Москва

Re: Про "назло"....

#7 Сообщение иришка » 22 май 2017, 19:58

Спасибо всем большое! Пока ехала с дачи, тут уже столько всего мне написали.

"Дети растят нас и заставляют решать жизненные проблемы" - это цитата из любимой мною книги Владимира Серкина "Хохот шамана. Тут я совершенно согласна. Вот и пытаюсь решить.

Согласна и с тем, что Агатка - ребёнок наоборот. Самое интересное, что она очень похожа на меня. Очень! Как рассказывала моя мама, заставить меня есть без скандала могла только фраза "А Ира суп есть не будет"))) Как в том анекдоте:"Да ты и на свинью-то не похож!" "Кто не похож? Я не похож???" Но вести себя с ней так провокативно можно не во всех случаях, она может принять это за чистую монету и начать радостно шалить. И тут я сама буду виновата)

"Самость" - о, да, это наше всё. Мы лучше сделаем неправильно, но по-своему. Если ситуация не опасна и не доставляет неудобств другим людям, я позволяю ей это. Мне тоже позволяли. До сих пор помню папину поговорку "Акуля, что шьёшь не оттуля? А я, маменька, ещё пороть буду")) В опасных же случаях мне эту "самость" приходится прекращать. Надеюсь найти экологичный способ. Объясняю бесконечно. Стараюсь делать это заранее, но, если конфликт уже случился, то разговор будет обязательно, когда стороны остынут. Объясняю, обсуждаю, спрашиваю её мнение. Я вообще не умею вести себя с детьми, как с детьми. Мне кажется они отличаются от нас только ростом и количеством жизненного опыта. И имеют право на своё мнение.

Что касается частицы "не" - пробовала и так, и эдак. Разницы не заметила. Видимо, "самость" перебивает)

Тать_яна, спасибо, ваш ответ зацепил во мне что-то глубинное, я над ним ещё поразмыслю как следует.
Тать_яна писал(а): И ребенок должен либо признать что он неправ, либо попытаться доказать, что прав...

Теоретически, мне хочется, чтобы Агата выполняла прямые запреты в том числе, так как их у нас крайне мало. Удалось же нам научить её реагировать на команду "стоп" незамедлительно. Фу, меня не покидает ощущение, что я говорю о собственной дочке, как о собаке, которую дрессирую. Но я стараюсь разобраться безэмоционально.

Сейчас, пока писала, поняла, что такие конфликты чаще всего происходят под вечер, когда я вымотана и не успеваю ухватить ситуацию в начале, не предупреждаю её, как днём. И при этом у меня уже нет сил и терпения. В то время как Агата бодра, весела и никакой усталости у неё не наблюдается.

В общем я поняла, что с ней я ничего не поделаю. Буду продолжать объяснять, говорить и ждать пока она дозреет. Пока возникла идея звать её обниматься вместо крика. Так я и её ненужное действие физически прекращу, и и моё ненужное действие не возникнет, и поговорить-объяснить будет удобнее. Мне нужно заменить алгоритм. Буду пробовать.

Юлия мама
Старожил форума
Сообщения: 1260
Зарегистрирован: 18 авг 2016, 12:44

Re: Про "назло"....

#8 Сообщение Юлия мама » 22 май 2017, 20:17

Зато такие девочки потом вырастут в мам, которые не проведут покорно ребенка на прививки, как все, а докопаются до правды и смело отстоят своё решение.
Если ты попробуешь, у тебя есть два варианта: получится или не получится. А если ты не попробуешь, то есть всего один вариант.

МАдаМА

Re: Про "назло"....

#9 Сообщение МАдаМА » 22 май 2017, 22:44

Вспоминаю диалог сестры с ее дочерью, практически дословно, только концовка немного другая: мать: а если она и в этот раз не захочет понимать? Дочь на минуту задумалась, видно перебирая варианты своей реакции в роли матери, а потом сказала: ну-у, моя -то дочка поймет! На что ее мать горько-устало вздохнула: тебе повезло с дочерью, а вот моя ни в какую понимать не хочет, а на крик обижается...

Считаю, что Агата явно самоутверждается, протестует (не хватает свободы самостоятельных решений, чрезмерный контроль) и если такое поведение только на слова мамы (а не на всех других тоже), маме надо менять реакцию на ее негативные поступки и менять формулировку запрета, и самое важное - учиться выражать заметным для других способом свои положительные эмоции: радость,восторг, удовольствие. В отношениях перевес рационального и разумного в ущерб положительным эмоциям. Много головы, мало радости.

В общем-то здоровая детская реакция, если она молча начнет подчиняться, эмоций от мамы вообще не дождется, (мама в основном держит эмоции в себе, не выпуская их наружу), а так пусть и отрицательные, но чувства, без чувств в свою сторону ребенку невозможно развиваться, классика психологии.

иришка
Старожил форума
Сообщения: 1251
Зарегистрирован: 06 мар 2007, 14:59
Откуда: Москва

Re: Про "назло"....

#10 Сообщение иришка » 23 май 2017, 01:00

МАдаМА писал(а): В общем-то здоровая детская реакция, если она молча начнет подчиняться, эмоций от мамы вообще не дождется, (мама в основном держит эмоции в себе, не выпуская их наружу), а так пусть и отрицательные, но чувства, без чувств в свою сторону ребенку невозможно развиваться, классика психологии.
Это в точку. Я такая и есть, чересчур сдержанная.
Я предполагала, что она так получает моё внимание, не положительное, на которое я к вечеру не способна, так хоть отрицательное. А может ей правда эмоций не хватает? И как быть? Выдавать фальшивые? Я не умею преувеличено радоваться "ахахах, какая замечательная собачка у тебя получилась", я могу сказать "здорово, мне нравится, ты рисуешь всё лучше и лучше". При этом Агатка говорит, что мама - весёлая, а папа - серьёзный. Я очень удивилась, когда услышала.
Сомневаюсь в чрезмерном контроле, она может выбирать сама почти всё, что не в ущерб другим членам семьи.
Такое поведение на слова всех, протестное поведение было свойственно ей всегда, но лично про меня всё написано правильно. Мы знакомы?)))
Спасибо. Буду думать.

Аватара пользователя
mitrula
Старожил форума
Сообщения: 2524
Зарегистрирован: 05 мар 2012, 12:21
Откуда: г. Москва

Re: Про "назло"....

#11 Сообщение mitrula » 23 май 2017, 09:37

Я думаю, не столько в чрезмерном контроле как таковом дело. Возможно, просто в тех относительно редких ситуациях, когда что-то реально нельзя, Вы неосознанно пытаетесь оказать давление на ребенка. А ребенок хочет самостоятельности. Он же еще не совсем понимает, почему это принципиально, а то - нет. Опыта мало еще.

Что касается эмоций, я тоже не очень-то эмоциональный внешне человек и тоже не могу фальшиво улыбаться, радоваться, да и дети в любом случае фальшь-то чувствуют и понимают (не всегда сразу, но понимают). Но в этом плане мы как-то сходимся на том, что много обнимаемся, перед сном лежим вместе. Физический контакт и разговоры за жизнь ей очень по душе. Но эти вещи скорее индивидуальны. Для каждого свои приоритеты и нюансы. Главное их найти

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя