Воспитание детей:различные теории и практика .

Свободный обмен мнениями и информацией по критике прививок. Реальная история и мифология вакцинопрофилактики, лечение
поствакцинальных осложнений и выбор альтернатив прививкам, опыт отстаивания своих прав при отказе от прививок, новые исследования и публикации.
Сообщение
Автор
маргарита01
Старожил форума
Сообщения: 893
Зарегистрирован: 07 дек 2013, 07:45

Воспитание детей:различные теории и практика .

#1 Сообщение маргарита01 » 06 янв 2017, 14:57

Доктор Спок — личность, безусловно, выдающаяся, но в то же время и достаточно противоречивая, о чем не раз говорили и его критики, и сторонники. Но удручает то, что «гуру либералов от просвещения», настаивавший на воспитании детей без стрессов, в любви и радости, с собственными детьми вел себя совсем иначе.
Несколько лет назад сыновья доктора Спока, Майкл и Джон, устав от легенды об «апостоле мягкости», впервые нарушили молчание, выступив в программе ВВС с исповедью о своем «счастливом детстве». «Портрет Б. Спока в семейном интерьере» не имел ничего общего с расхожим имиджем. Добрейший «доктор Айболит», весь жар души отдававший чужим детям, с домашними был холоден, суров и деспотичен. Скупой на ласку, улыбки, задушевные беседы, т. е. на все то, к чему сам рьяно призывал каждого родителя, Спок своим отчуждением доставил немало страданий сыновьям и жене, которая в конце жизни впала в глубокую депрессию.
Неосознанно копируя собственных родителей, знаменитый доктор воспитывал своих детей методами предшественника, Джона Уотсона, слывшего главным авторитетом по этой части в так называемый доспоковский период. Мрачный и педантичный Уотсон, считавший ребенка аморфной массой, из которой можно вылепить что угодно, указывал родителям на необходимость формировать отпрысков холодно и точно, как гончар глину, дабы не испортить человеческий материал (не целовать, не обнимать, не реагировать на капризы, кормить по часам и по схеме и т. д.).
Выпустив книгу, быстро превратившуюся в бестселлер, Уотсон апробировал изобретенную систему на Двух своих сыновьях. В итоге один из них покончил Жизнь самоубийством, а второй стал психоаналитиком.
Сраженный результатом, «гуру» публично отказался от принесшего ему известность сочинения, признав, что «слишком мало знал то, о чем решил написать». Но было поздно. «Гуруманы» уже воспитывали детей по-уотсоновски, мучая их и страдая сами.
С появлением Спока, резко качнувшего систему воспитания в противоположную сторону, многие облегченно вздохнули. Его рецепт счастья для родителей с детьми был сказочно прост и приятен: максимум любви, минимум запретов и никаких конфликтов. Миллионы энтузиастов пошли по жизни с книгой нового гуру в руках. Прошли годы, прежде чем появились первые тревожные сигналы: методика популярного педиатра давала сбои.
Чтобы избавиться от возникших сомнений, одна из последовательниц Спока, психолог М. Гриббин, провела исследование: несколько лет подряд она изучала и сравнивала детей из обычного садика (где требуют соблюдать дисциплину, ставят в угол, заставляют есть полезный, но нелюбимый шпинат) и, так сказать, «эксклюзивного», с богатым арсеналом всевозможного развивающего оборудования, где дети делают все, что хотят, а персонал в случае «невежливого поведения» обласкивает каждого маленького забияку, интерпретируя его выходки как «потребность обратить на себя внимание окружающих, сигнал того, что он обделен заботой и любовью».
Результаты оказались неутешительными. Дети из «традиционного» садика не только выглядели, но и чувствовали себя гораздо счастливее тех, кого воспитывали по-новому. Неограниченная свобода лишала малышей необходимых ориентиров в сложных ситуациях, что делало их нервными, агрессивными и вело к той или иной патологии. В то время как обычные дети увлеченно играли в групповые игры (по 3—4 человека), легко осваивая азы социализации, «споковцы» поодиночке без конца ссорились друг с другом, постоянно выясняли отношения. Разочарованному «отцу вседозволенности» пришлось в конечном счете признать, что его методы воспитания не сделали подросшие поколения молодежи более счастливыми и психически крепкими.
Однако Спок хорошо понимал проблему слишком буквального восприятия своей системы воспитания. Ухаживая за ребенком «по Споку», родители теряли свое ведущее положение, так как верили, что ребенок лучше знает, что ему нужно, а свою роль видели лишь в том, чтобы следовать за его побуждениями.
Уже в 50-е годы Спок начал предостерегать от крайностей. Во втором издании своей знаменитой книги (1957) он акцентировал роль родительского авторитета, в третьем (1968) значительно расширил главу «Дисциплина», где, оставаясь на своих прежних позициях относительно определяющей роли родительской любви в воспитании ребенка, подчеркивал также обязанность родителей ставить перед Детьми разумные ограничения, учить их на примерах и наставлениях, что правильно и что прилично.
http://razdeti.ru/rane-razvitie-detei/m ... spoka.html

маргарита01
Старожил форума
Сообщения: 893
Зарегистрирован: 07 дек 2013, 07:45

Re: Воспитание детей:различные теории и практика .

#2 Сообщение маргарита01 » 06 янв 2017, 15:26

Доверились бы вы рекомендациям психолога, одна из жен которого развелась с ним из-за его измены, а вторая постоянно чувствовала себя виноватой? Психолога, изрядно пьющего, один сын которого покончил с собой, другой вырос бездельником и преждевременно умер, дочь стала алкоголичкой и совершила несколько суицидальных попыток, зять застрелился, внучка тоже в глубокой депрессии едва с собой не покончила…
Доверились бы?
Каждый человек в Америке, начиная с тридцатых годов ХХ века, оказался под влиянием Уотсона, либо под влиянием тех, кто оказался под его влиянием. И далеко не только в Америке. У нас и сейчас в продаже перевод его книги «Психологическая забота о детях» (“The Psychological Care of the Infant and Child”) . По нашему радио уже в новом тысячелетии передавали отрывки из этой книги: уроки для родителей – воспитание по доктору Уотсону. Хотя доктором, в смысле врачом, он никогда не был, скорее, чем-то обратным.
Настойчивый голос чтеца, непререкаемо авторитарный. Сон, питание, прогулки, посещение туалета – строго по расписанию, спать – ровно в восемь вечера. Не играть и не разговаривать с ребенком с утра до тех пор, пока не сделает пи-пи и по-большому. Ни в коем случае не брать на руки и не менять пеленки во время плача – только когда перестанет плакать: чтобы впредь неповадно было слезами и криком добиваться своего, заниматься манипуляцией. Не сажать на колени во избежание... Не тискать, не обнимать…
Эта книга вышла в 1928 году, сразу сделалась хитом и до сих пор, в бесчисленных переизданиях, энергично расходится. Уотсон стал «Споком» своего поколения, верней – антиспоком. Либеральный гуманист доктор Спок – настоящий доктор, педиатр – дал следующему поколению родителей другие рекомендации, во многом противоположные; но ему вменили насаждение вседозволенности и распущенности, и маятник воспитательской идеологии снова пошел в сторону Джона Большого.
Не всякий маленький вырастает большим, но всякий большой бывает сначала маленьким. Глупости подчиняются той же закономерности.
http://www.levi.ru/article.php?id_catalog=61

Аватара пользователя
Надежда Герман
Старожил форума
Сообщения: 6321
Зарегистрирован: 16 ноя 2005, 23:53
Откуда: Средне-Русская возвышенность

Re: Воспитание детей:различные теории и практика .

#3 Сообщение Надежда Герман » 06 янв 2017, 16:40

кстати, дети из знаменитой семьи Никитиных тоже с ужасом вспоминают то, что было в их семье... хотя мама с папой писали книги и делились опытом раннего развития детей. :D

Давайте еще вытащим на свет книжку "Мать и дитя" 1956 года издания и ужаснемся!
А моя мама как раз по ней и растила нас с братом.

Думаю, что не ошибусь, если скажу: всему свое время!
И в каждом времени были свои традиции, которым следовали или нет...
И то, что было инновационным тогда, через 50 лет будет восприниматься, как полный бред... но это не значит, что люди тогда жили тупые и глупые.
Лечили же кровопусканием всю Европу! :D

0льга
Старожил форума
Сообщения: 393
Зарегистрирован: 08 янв 2011, 17:24

Re: Воспитание детей:различные теории и практика .

#4 Сообщение 0льга » 06 янв 2017, 16:50

Не лучше ли тему перенести вот сюда: http://forum.homeoint.ru/viewforum.php?f=13 ???

маргарита01
Старожил форума
Сообщения: 893
Зарегистрирован: 07 дек 2013, 07:45

Re: Воспитание детей:различные теории и практика .

#5 Сообщение маргарита01 » 06 янв 2017, 17:14

Лучше, я поздно об этом подумала.

маргарита01
Старожил форума
Сообщения: 893
Зарегистрирован: 07 дек 2013, 07:45

Re: Воспитание детей:различные теории и практика .

#6 Сообщение маргарита01 » 06 янв 2017, 17:19

Надежда, ну мы же знаем о том, как лечили. Нет,по-моему, ничего плохого в желании знать, как воспитывали и к чему это приводило . Мне было бы интересно почитать впечатления детей Никитиных. Если Вам нетрудно, поделитесь ?

Nosss
Старожил форума
Сообщения: 593
Зарегистрирован: 09 мар 2010, 08:26
Откуда: Таганрог

Re: Воспитание детей:различные теории и практика .

#7 Сообщение Nosss » 06 янв 2017, 18:07

маргарита01 писал(а):Мне было бы интересно почитать впечатления детей Никитиных.
Лучше из первых рук http://nikitiny.ru/

Аватара пользователя
mitrula
Старожил форума
Сообщения: 2417
Зарегистрирован: 05 мар 2012, 12:21
Откуда: г. Москва

Re: Воспитание детей:различные теории и практика .

#8 Сообщение mitrula » 06 янв 2017, 23:38

Можете считать меня идиоткой, но я не понимаю, зачем растить детей по каким-то теориям. Дети будут похожи на родителей, так что единственный способ воспитать все лучшее в ребенке -это культивировать желаемые качества в себе. Любая фальшь убивает отношения между детьми и родителями, даже фальшь по мелочи, но узнать об этом порой можно только когда дети вырастут. Лично я просто постоянно обсуждаю что-сто с детьми, стараясь не пропустить ни один вопрос. Даже когда смотрят мультики или читают. Беру детей на работу, чтоб знали, как добывают котлетки к ужину. В какой-то момент просто поняла, что ни к чему разделять то, что интересно ребенку и то, что родителям. Дети все впитывают то, что их окружает. Удивительно, как оказывается совпадают наши интересы.
Моя младшая дочь уже знает в свои 6 лет кучу растений. Я ее не учила. Она видя, с какими глазами и с каким увлечением я работаю, тоже заинтересовалась. Старшая перетряхивает папки с моими рисунками, просит показать научить каким-то приемам. И т.д и т.п.
Последний раз редактировалось mitrula 08 янв 2017, 19:42, всего редактировалось 1 раз.

маргарита01
Старожил форума
Сообщения: 893
Зарегистрирован: 07 дек 2013, 07:45

Re: Воспитание детей:различные теории и практика .

#9 Сообщение маргарита01 » 07 янв 2017, 01:03

Я считаю, что на сегодня все семеро братьев и сестёр Никитиных, как состоявшиеся личности (младшей Любови – уже 40), явно не дотягивают до уровня своих родителей. Хотя папа был убежден, что дал нам все возможное для дальнейшего творческого расцвета. Почему же потенциал реализован далеко не полностью?

Все инструменты, которые БП предлагал, действительно прекрасно работают. Но, по моему мнению, - только на каком-то этапе, и вовсе не гарантируют решение большинства проблем. Дальнейшая судьба зависит от очень многих факторов. И от того, что ребенка будут «погружать в развивающую среду», и он научится читать в три года, музицировать в пять и закончит университет в 12, совсем необязательно он станет Эйнштейном, или просто реализуется как творец, или просто станет счастливым. Достаточно вспомнить трагическую судьбу рано просиявшей Ники Турбиной.
http://nikitiny.ru/deti-nikitinyh Почитала, все семеро детей Никитиных очень хорошо и с большим уважением отзываются о родителях . Многое перенесли в свои семьи .

Аватара пользователя
Надежда Герман
Старожил форума
Сообщения: 6321
Зарегистрирован: 16 ноя 2005, 23:53
Откуда: Средне-Русская возвышенность

Re: Воспитание детей:различные теории и практика .

#10 Сообщение Надежда Герман » 07 янв 2017, 16:19

маргарита01 писал(а):... Почитала, все семеро детей Никитиных очень хорошо и с большим уважением отзываются о родителях. Многое перенесли в свои семьи .
А как они должны говорить на сайте о своих родителях?
И тут же на главной странице:
Мы, дети и внуки Никитиных, делаем этот сайт потому, что очень любим наших папу и маму, дедушку и бабушку, очень им благодарны и продолжаем ими восхищаться и у них учиться. Но при этом не во всем с ними согласны и готовы бесконечно с ними спорить.
Нормальная позиция молодого поколения! :)

маргарита01
Старожил форума
Сообщения: 893
Зарегистрирован: 07 дек 2013, 07:45

Re: Воспитание детей:различные теории и практика .

#11 Сообщение маргарита01 » 07 янв 2017, 17:51

Я думаю то,что некоторые их дети сами стали многодетными родителями говорит в пользу родителей. Переняли у родителей многое, обратила внимание,что все дети высказались против раннего поступления в школу и перескакивания из класса в класс . Родители,конечно, героические, семь детей с такой маленькой разницей в возрасте между всеми, в те годы - это сильно. И ведь не просто кормили, поили одевали, а творчески подошли к воспитанию и образованию.

маргарита01
Старожил форума
Сообщения: 893
Зарегистрирован: 07 дек 2013, 07:45

Re: Воспитание детей:различные теории и практика .

#12 Сообщение маргарита01 » 16 янв 2017, 13:29

Для начала, традиционный подход очень близок к школе, называемой бихевиоризм, связанной с Ф.Б. Скиннером. Наиболее яркая характеристика этой школы, как и следует из названия, это сосредоточение внимания на поведении. С ее точки зрения в людях важно то, что можно увидеть и измерить. Мы не видим желания или страха, поэтому нам стоит сконцентрироваться на том, как люди поступают.
Более того, все поведение может начинаться и заканчиваться, закрепляться или убывать, исключительно на базе того, насколько оно «подкрепляется». Бихевиористы считают, что все, что мы делаем, базируется на некоторой награде, предлагаемой нам намеренно, или получаемой естественно. Если ребенок выражает свою любовь к родителю, или делится десертом со сверстником, то он делает это потому, что в прошлом это приводило к приятным последствиям.

Если вкратце, то внешние силы, а именно награждения или наказания, отвечают за то, как мы поступаем. А то, как мы поступаем - в сумме означает собственно, кто мы есть.
Даже люди, никогда не читавшие книг Скиннера, похоже, приняли на веру данные предположения. Когда родители или учителя постоянно говорят о «поведении» ребенка, получается, что не имеет значение ничто, кроме того, что лежит на поверхности. Вопрос не в том, кем являются дети, или что они чувствуют или думают, или в чем нуждаются. Можно забыть о ценностях и мотивах, идея в том, чтобы изменить то, как они поступают. Это, естественно, является приглашением положиться на методики дисциплины, направленные на то, чтобы заставить детей вести себя – или перестать вести себя каким-то образом.

Более специфический пример бихевиоризма, с которым мы встречаемся каждый день: родители, которые вынуждают детей извиниться, после того, как они совершили что-то плохое или недостойное («Скажи «Прости, пожалуйста»). Посмотрим, что же здесь происходит. Неужели родители считают, что, заставив ребенка произнести данную фразу, они автоматически заставят его испытать искреннее сожаление, несмотря на то, что всё говорит о совершенно противоположном? Или, что еще хуже, думают ли они вообще о том, чувствует ли сожаление ребенок, потому что искреннее чувство не имеет значения, но важно, чтобы были сказаны правильные слова? Обязательные извинения учат детей в основном одному – говорить то, что они не думают – то есть, лгать.

Но это не единственный практический случай, который стоит пересмотреть. Это один из множества возможных примеров, как мышление по школе Скиннера – а именно внимание к поведению – сузило наше понимание детей и деформировало наше к ним отношение. Мы видим это в техниках, обучающих младенцев засыпать самостоятельно или ходить на горшок. С точки зрения этих методик, почему ребенок хнычет в темноте – не так важно.
Может быть ему страшно, или скучно, или одиноко, или он хочет есть, или что-то еще. Точно также, не важно, почему ребенок не хочет писать в горшок, когда родители его об этом просят.
https://vk.com/topic-48978_27768520?offset=0

Аватара пользователя
Зебра
Заслуженный участник
Сообщения: 89
Зарегистрирован: 22 июн 2016, 10:47
Откуда: Москва

Re: Воспитание детей:различные теории и практика .

#13 Сообщение Зебра » 16 янв 2017, 16:14

А мне кажется, что научить/воспитать ребенка можно только (или в большинстве случаев) личным примером. Все детеныши, и человечьи в том числе :) , учатся через подражание. Что ребенок впитал из семьи, так и идет по жизни. Правила поведения в семье воспринимаются по умолчанию, без сомнений и вопросов, во всяком случае в самом раннем возрасте. Железобетонный пример. У моих родителей ДР в один день, и даже родились они в один год. Случайность. Но я считала это нормой, ДР супругов непременно должны совпадать. И задавалась вопросом: ну как же я смогу найти себе мужа, рожденного в тот же день, что и я, ведь это очень трудно... А если и найду, то вдруг он мне не понравится. Очень мучилась, НО у меня даже и мысли не было, поговорить об этом с родителями!!! Раз так заведено у моих, значит это повсеместно распространено.....

А еще однажды меня очень удивили слова одного доктора, которая, посмотрев мою старшую дочку в 1 месяц, все мне про нее рассказала, про ее тип нервной системы, какой она вырастет и т.д. и т.п. "Ребенок родился и вместе с ним 75% его характера. Остальные 25%-поведение в социуме, это все чему вы его сможете научить, а на те 75% Вы никак не сможете повлиять". Спорить не стала, но про себя подумала: "Ладно, ладно, тетя. Уж я то справлюсь". Через почти 15 лет, я подписываюсь под каждым ее словом....
"Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нем говорят другие, послушай, что он говорит о других."

Аватара пользователя
Зебра
Заслуженный участник
Сообщения: 89
Зарегистрирован: 22 июн 2016, 10:47
Откуда: Москва

Re: Воспитание детей:различные теории и практика .

#14 Сообщение Зебра » 16 янв 2017, 16:20

А еще в свое время мне очень понравилась книга Александар Сазерленда "Саммерхилл - воспитание свободой".
http://www.koob.ru/neill/
"Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нем говорят другие, послушай, что он говорит о других."

маргарита01
Старожил форума
Сообщения: 893
Зарегистрирован: 07 дек 2013, 07:45

Re: Воспитание детей:различные теории и практика .

#15 Сообщение маргарита01 » 16 янв 2017, 16:51

Вот как раз понимание, что ребенок впитывает все из семьи и автоматом усваивает это как норму, а потом воспроизводит эту модель в своей семье, заставляет думать, читать ,анализировать. Я на собственном опыте поняла, что со своими детьми воспроизвожу ту же модель поведения, что была в моей родительской семье. До какого-то этапа это хорошо, а потом ситуация меняется, потому что я (как когда-то моя мама) отстраняюсь эмоционально от детей, хотя очень их люблю (как и мама).

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя