Я из таких родителей.Мне трудно представить себе родителей, которые бы не справились с обучением ребенка в младшей школе.
Какая-то мрачная картина получается. Имея на руках статистические материалы, наверное, виднее в масштабах страны. Я специально опросила неск. своих знакомых по этому вопросу. Ответы в основном были обнадеживающие, сказали, что проблем нет, но дети уже взрослые (13-16 л). Одна подруга сказала, что есть некоторые трудности, но еёйный младший сын только во 2м классе. Для детей помладше это нормально, они как раз этому и учатся. У старшей дочери (15 л) не замечала затруднений. М.б., нам просто повезло со школой.Смотрела выступление кандидата наук Ясюковой Л. А., она плотно занимается вопросами современного образования, у нее большой статистический материал, она практик. Она считает, что начальная школа развалена полностью, т.е. ни одна программа сегодня ребенка не учит; читающих (понимающих смысл прочитанного) детей в начальных классах 2-3 на класс. И дети не любят читать не из-за айфонов и компьютеров, а потому что не понимают что написано; озвучивать учат, понимать - нет.
Сейчас учится в 9м классе, и еще до школы наш детсадовский психолог говорила, что надо искать не хорошую школу, надо искать хорошего учителя и идти конкретно на него. И ни в коем случае специально не заниматься подготовкой к школе, у ребенка должны гореть глаза, быть огромное желание учиться, а когда его уже заранее «натаскали», то запал к 1му классу пропадает.
Может быть, потому что рано начали пробовать.Мы пробовали в течении месяца (это были прописи) и получили полное угасание интереса к "обучению", отторжение. Не представляю, что бы было в настоящей школе.
У меня было 2 примера перед глазами. Старшей дочке было 1.5 года, когда к нам в гости зашла знакомая 6-яя девочка (жили на одной лестничной клетке). Ребенок был очень разносторонний, творческий, дома у нее было какое-то безумное количество обучающего материала, какие-то детские муз. инструменты (гусли, металлофон, гармошка, барабан, всевозможные дудочки), все для лепки, рисования, постоянно они там с мамашкой выделывали какие-то интереснейшие поделки из «ничего». Я к чему с такими подробностями, ребенок всесторонне был развит, и я была уверена, что она умеет читать и писать (май, через 3 месяца идти в школу), поэтому, когда маленькая гостья взяла магнитную доску и стала рисовать, я попросила ее написать что-нибудь. Она ответила, что не умеет писать, я спросила, а умеет ли она читать, снова ответ отрицательный (она знала только буквы), от удивления, у меня буквально челюсть отвалилась… Приходит эта девочка к нам в гости еще через 3 дня (вот прям взаправду), не больше, берет ту же магнитную доску, и начинает писать что-то, за давностью лет, уже, конечно, не помню, шо конкретно, но не банальное «мама/папа». Я (снова с отвалившейся челюстью) спрашиваю: «Полина, а когда ты научилась читать и писать?». Она ответила небрежно, как о чем-то заурядном: «Ааа, вчера вечером… с бабушкой…». Очень меня поразил временной интервал затраченных усилий. И была крестница, того же возраста, которую мама с 3-4 лет готовила к школе, прям конкретно занимались чтением, математикой (сложение/ вычитание в пределах 20), но на это они затрачивали очень много времени и все с каким-то усилием, напряжением, без какого бы то ни было энтузязизьма со стороны девицы.. В общем, я поняла, что к одному и тому же результату, можно прийти в одном и том же возрасте, но с разными усилиями. В детстве ребенок должен наиграться, нафантазироваться, навыдумываться, навертеться, накружиться, стоять на голове, разобрать все, что попадет под руку, чтобы узнать, как же устроен мир, и вот, когда он этого «наестся» вдоволь, можно и к учебе приступить. Имея эти примеры, я вообще специально не занималась со старшей ни чтением, ни писанием, ни на какие курсы мы не ходили, только программа детского сада. В итоге, летом, за пару месяцев до того, как стать первоклашкой, дочка сама прочитала, сложила и написала свое первое слово «береза». 1го сентября она прыгала от нетерпения и желания «нырнуть» в новое, интересное, еще неизведанное. В классе она была самая старшая (7,5 л.). Мои подруженции крутили у виска пальцем, говоря, что я слишком поздно отдала ребенка в школу. А она училась взахлеб, ей было интересно! Когда я видела, что дочка устала, «тянет» из последних сил, мы высаживались на больничный, настоящий или мнимый, кратковременный или продолжительный, в зависимости от ситуации, еще лучше, если эти больничные приплюсовывались к каникулам/выходным. Но справедливости ради, надо сказать, что нам СКАЗОЧНО повезло с первой учительницей (и вообще, класс подобрался очень хороший), может, поэтому у нас нет проблем с распознаванием главного в тексте. В классе стояли конторки, всем детям, без исключения, позволялось во время урока тихонечко встать и перейти за конторку, если ребенок уставал сидеть, и, кажется, что моя там простаивала больше всех в классе (оооочень непоседлива).
Для нас ДО точно не подходит, потому что моей старшей дочери чудовищно/катастрофически/категорически (и всякие другие сильные эпитеты) необходимо общество, для нее одиночество (физическое, эмоциональное, внутреннее) – страшная мука! Она впадает в депрессию от «людского» затишья. Помимо общеобразовательной школы с 1 по 7 класс еще были музыкальная школа и бассейн, расписание было оч. плотным. И вот тогда-то все было ОК-ейно с самоорганизацией, она все успевала! Научилась структурировать время, занятия, объемы, определять степень важности/первичности. В 8м классе уже не было музыкалки и бассейна, и вот тогда-то начался раздрай, свободного времени много, догляда нет (я вышла на работу, а до этого с 5 по 7 кл. я сидела дома с младшей)… Она из тех, кого нужно подгонять, в будущем должны маячить ОГЭ, ЕГЭ или, как раньше, просто экзамены, или еще что-то, чтобы начать шевелиться. Если же никто и ничто «не угрожает», то мадам расслабляется, соответственно, появляются провалы… Я и сама такая, мне самой легче жить по графику/расписанию, точнее, я больше успеваю, если живу по графику, стоит расслабиться и сойти с дистанции, как все разваливается, мне также нужно, чтобы меня подгоняли, чтобы я знала, что если я не сделаю, то…. Сидение дома и меня, и старшую дочку расхолаживает, дезорганизует. Для ДО нужно иметь высокоорганизованных родителей, а если родители разгильдяи, то чего можно ожидать от детей ?
В нашем случае, обучение дома совсем не идеальный вариант.обучение дома (при желании самого ребёнка) - идеальный вариант.
Хотя младшая (4 г) смогла бы быть на ДО. Если старшая – гуманитарный электровеник, то младшая - нежный цветок с задатками технаря (парадоксально). Младшая совершенно спокойно и продолжительное время может находиться одна, сама себя развлекает, и ей необязательно нужна компания все 24 часа в сутки, как старшей. Уже сейчас в 4 г сама, даже без намеков с родительской стороны, пытается составлять слова, складывать/вычитать числа.
Недавно по радио слушала, какое-то исследование. Приглашали к психологу мам с детьми, кабинет завален всевозможными дидактическими материалами, но в кабинете никого нет, просили подождать и наблюдали за действиями и мамы, и ребенка. В общем выделилось несколько групп:
- некоторые пары (мама-ребенок) сидели смирно;
- дети лезли к игрушкам, но мамы их одергивали, и принуждали сидеть смирно;
- мамы предлагали детям поиграть, но сами не проявляли интереса и оставались сидеть на стульях;
- мамы брали игрушки и начинали, не дожидаясь вопросов от детей, объяснять для чего/зачем/как работает;
- ребенок кидался к игрушкам, начинал их вертеть/рассматривать/исследовать и мамаша тоже кидалась к игрушкам, и тоже с интересом их исследовала.
Так вот результаты показали, что наиболее развитыми, пытливыми оказались дети из последней группы! Т.е. родитель сам должен быть по-детски любознательным и не стесняться, особенно перед детьми, что чего-то не знает…, а дети, которым мамашки пытались разъяснить устройство игрушки, показали очень средненькие результаты.
Кажется, у А. Звонкина "Малыши и математика" читала, что детям просто надо задавать вопросы, без ожидания получить конкретный ответ в настоящий момент («а вот интересно, а что если…», как бы просто мысли вслух).
Категорически не согласна, что современное образование плохо учит.
Опять же все на примерах. Серьезные вузы с вводом ЕГЭ научились отсеивать "отличников". Они проводят свои внутренние экзамены. Та самая крестница в прошлом году поступила на переводческий факультет Академии ФСБ (для меня было удивлением, почему именно туда, а не в любой другой иняз). Рассказывала, что лучше еще 10 раз сдать ЕГЭ, чем их внутренний экзамен. При этом, по русс.яз. она получила 100 баллов (доп. по русскому и литературе она не занималась), и потому ее работу проверяли неск. чел., но занималась доп. по англ. без фанатизма, и не с супер-пупер носителем языка, а с какой-то молоденькой выпускницей иняза. Сейчас по программе изучает хинди и англ. В этом году знакомый мальчик (кажется, не блатной) поступил в МГИМО. Проходной балл - 350, + 2 внутр. экзамена. Так что не все так плохо с нынешней молодежью и образованием. Эти дети учились не в привилегированных школах, а в самых обыкновенных (правда, имеющих статус гимназии), в спальных районах. Еще в античные времена старики сетовали: "А вот в наше время... Нет... Молодежь/образование нынче не та... Куда мир катится..."
А иностранный язык в рамках школьной программы, мне кажется, всегда было трудно выучить на «отлично», для этого нужно глубокое погружение в среду, что и было у гимназистов в дореволюционной России, родители/гувернеры/прислуга которых знали языки и говорили на них дома, и не только в домах высшего сословия, но и среднего тоже. Но спорить не буду, это не утверждение, а предположение. У старшей в школе с англ. уклоном все уроки англ. языка исключительно на англ. , по-русски не говорят вообще, и класс разбивается на 3 подгруппы, но этих нескольких часов в неделю катастрофически мало.
Учителя в нашей школе понимают всю абсурдность ситуации с ОГЭ и ЕГЭ, жалеют детей, не зверствуют, ввели доп. занятия для всех желающих. Бесплатно. Обязаловки нет. Желают не все 100% класса, вот и получаются чуть ли не индивидуальные занятия за 0 рублей.Дело в том, что рейтинг школа получает как раз по результатам итоговой аттестации, поэтому учителя муштруют бедных детей до полного нервного истощения.
Еще несколько лет назад разговаривала с одной дамой, на тот момент преподавала англ. в МГУ. Так вот она мне сказала, что слабые группы отдают старым/опытным/матерым педагогам, а сильные группы - педагогам послабее (правда, это говорилось про коммерческие группы, и от озвученной суммы я лишилась чувствс…). Еще у одной подруги старший сын после 9 класса ушел в какой-то заурядный колледж, так вот классная постоянно держит руку на пульсе: звонит родителям, если вдруг мальчонка пропустил, прогулял, появились «хвосты». Т.е. налицо неравнодушие педагогов.
Ну а если кого-то не устраивает общеобразовательная школа, уходят на более глубокое и серьезное обучение. И сейчас и …дцать лет назад были и есть школы и лицеи при вузах. И знания там дети получают отменное, и учатся «не просыхая», не поднимая головы, не для ОГЭ/ЕГЭ. Опять же есть несколько примеров тому (примеры, правда, на лицеях при технических вузах: Бауманка, МИФИ). Также у старшей, после 4го класса неск. детей ушли в школы с художественным уклоном. Мамашки говорят, что дети рисуют и день, и ночь, не покладая ни рук, ни кисточек. И на лето им задают безумное количество работ. Кто-то даже собирается поступать в Суриковский институт.
К тому же сейчас при каждой школе есть какие-нибудь бесплатные кружки, секции. Моя ходит на баскетбол и бадминтон. Их команда (по баскетболу) каждый год выходит на Москву, но дальше продвинуться не могут.
И не важно, будет ли это домашнее обучение или общеобразовательное, интересно и плодотворно может быть и дома, и в школе.организовать эффективный процесс, исходя из индивидуальных характеристик наших детей
P.S. Уж извините, не получилось коротенько. Не умею ёмко и внятно излагать свои мыслишки, как, например, Анна Рахманова, Александр Коток и др., снимаю шляпу.
P.P.S. А по существу вопроса, я ни за, ни против, я за ребенка, а уж как ему будет лучше, только близкие люди могут оценить, которые должны всячески поощрять, стимулировать чадушку, и гарантированно отменный результат будет хоть дома, хоть в школе. Вообще, прихожу к мнению, что научить ребенка как-то по-особенному (не конкретно "жи-ши и 2х2", а поведение в социуме), вне семьи, пустая затея, можно научить только личным примером, дети в большинстве поступают так, как заведено в семье.